

Автомобильные системы кондиционирования бывают двух типов: кондиционер и климат-контроль. Отличаются они тем, что климатом управляет электроника, т.е. система сама решает, когда воздух надо подогреть, а когда охладить, чтобы поддерживалась заданная температура. Кондиционер же работает просто: стало жарко – включили, стало холодно – выключили. Основным преимуществом кондиционера является его более низкая стоимость (на 30-60%). Плюс климат-контроля в том, что он самостоятельно поддерживает заданную температуру хоть круглый год, но если выйдет из строя блок управления, то вы останетесь и без кондиционера, и без печки, и даже без банального вентилятора.
Как они работают?
Несмотря на небольшие отличия, принцип работы у систем кондиционирования одинаковый: по герметичной системе циркулирует фреон со специальным холодильным маслом, не боящимся низких температур. Фреон отводит тепло из салона автомобиля, а масло смазывает компрессор и другие детали системы
Из чего они состоят?
В любом кондиционере есть следующие части:
1. Компрессор, который перекачивает хладагент по системе.
2. Теплообменник-конденсатор (конденсер) - большой радиатор, расположенный перед радиатором системы охлаждения. В нем хладагент конденсируется, превращаясь в жидкость, чтобы потом снова попасть в испаритель. Перед конденсером установлен обдувающий вентилятор. Иногда этот же вентилятор отвечает и за обдув радиатора системы охлаждения.
3. Клапан.
4. Теплообменник-испаритель - маленький радиатор, расположенный возле радиатора «печки». В нем хладагент испаряется, превращаясь в газ, что и приводит к охлаждению испарителя.
5. Ресивер-осушитель, в котором находится основная масса хладагента и происходит осушение системы от водяных паров, которые могут в ней присутствовать.
Почему они ломаются?
Конечно, в идеальных условиях кондиционер работает долго и эффективно. Но на практике это не так: «соляные» зимы, постоянная вибрация от двигателя, зачастую неграмотная эксплуатация, гаражный «сервис» значительно сокращают время службы кондиционера. Специалисты выделяют самые частые причины поломки кондиционеров:
1. Ржавеют трубки, по которым проходит фреон. В результате появляется самая распространенная неисправность автомобильных кондиционеров - разгерметизация системы и утечка фреона. Обнаружить микротрещину невооруженным глазом невозможно, газ бесцветен, и его утечку можно определить только при помощи специального оборудования.
2. Радиатор кондиционера страдает от механических повреждений, от воздействия химических реактивов, которыми посыпают снег зимой, от попадания мелких камешков.
3. Поломка компрессора из-за длительного простоя кондиционера.
4. Неисправность одного из датчиков или некорректная работа электроники (в случае с «климатом»).
Заправлять кондиционер нужно только при ремонте ?
Это не совсем так. Утечка хладагента происходит почти постоянно из-за его способности диффузировать через материал трубопроводов и уплотнений. В результате кондиционер теряет в год около 200 г хладагента, что составляет 15-20% от всего заправленного количества. Иногда этого оказывается достаточно для срабатывания датчика защиты от включения, так как ухудшаются условия смазки компрессора. Более интенсивные утечки появляются из-за разгерметизации резьбовых соединений трубопроводов, износа уплотнения вала компрессора, сквозной коррозии конденсатора и испарителя, механических повреждений других деталей кондиционера.
Обычно для нового автомобиля
заправку хладогена проводят раз в 2-3 года. Через 4-6 лет эксплуатации
кондиционер следует заправлять раз в 1-2 года. Это целесообразно делать
только после выявления и устранения всех неисправностей.
Продлеваем срок службы кондиционера
Соблюдая несколько несложных советов, срок работы кондиционера можно продлить. Для этого необходимо:
- Регулярно проходить ТО. Рекомендуется один раз в год проводить техническое обслуживание элементов кондиционера на СТО. Только в этом случае гарантируется его правильное функционирование. Если вам кажется, что в компрессоре присутствуют посторонние скрипы, шумы, вибрация - срочно обращайтесь к специалистам.
- Держать кондиционер в чистоте. Отмыть конденсор от грязи и пыли из шланга не составит особого труда. Зимой нужно чаще смывать соль и грязь с трубок кондиционера.
- Периодически проверять натяжение приводного ремня. Держите под контролем герметичность
- Хотя бы раз в месяц (и зима не исключение!) включать кондиционер, чтобы он не «застаивался» и не ржавели компрессор и регулировочный вентиль.
Как не простудиться от кондиционера?
1. При частой смене температур (улица - машина) организм испытывает стресс, поэтому, как бы ни было жарко, не охлаждайте салон очень сильно. По мнению медиков, лучшая температура для человека +22 +24 градуса.
2. Если включаете кондиционер - закрывайте окна. И наоборот. Иначе двойной перекрестный сквозняк быстро станет причиной летней ангины.
3. Старайтесь не попадать под прямое направление воздушного потока, установите его так, чтобы воздух рассеивался равномерно.
4. Как бы ни было жарко на улице, время от времени выключайте кондиционер и открывайте окна: воздух внутри автомобиля загрязнен сильнее, чем самая загазованная трасса, а в системах кондиционирования со временем накапливается грибковый налет и бактерии. Чтобы не дышать этими микроорганизмами, раз-два в год меняйте воздушные фильтры и проводите чистку воздуховодов.
С кондиционером машина расходует топлива в 2 раза больше, чем без него ?
Компрессор кондиционера – это действительно дополнительная нагрузка на двигатель, отнимающая у него до 4-5 л.с. Также использование кондиционера повышает расход топлива в среднем на 10-15%. Но в некоторых случаях использование кондиционера даже позволяет экономить топливо. Например, езда на автомобиле (по трассе с высокой скоростью) с полностью открытыми окнами (в жаркую погоду) может увеличить расход топлива до 20%. При закрытых же окнах, но при включенном кондиционере расход топлива возрастет процентов на 10. Другими словами, с кондиционером расход топлива будет меньше.